INFILTER - Высококачественные фильтры для грузовой и специальной техники
МО, г. Климовск
ул. Коммунальная, 26, стр. 2
info@infilter.ru

Абразивный износ двигателя: причины, признаки и профилактика

2021-10-25

Абразивный износ двигателя: причины, признаки и профилактика

Одной из возможных причин интенсивного абразивного износа двигателя внутреннего сгорания является низкое качество топлива. Присутствие в бензине или дизельном горючем механических примесей приводит к стремительному истиранию подвижных элементов кривошипно-шатунного механизма. Решить проблему абразивного износа ДВС на фоне низкого качества горючего поможет строгое соблюдение регламентированных сроков замены топливного фильтра в совокупности с высоким качеством устанавливаемого уловителя.

Что может спровоцировать абразивный износ и как с этим бороться

Интенсивное истирающее воздействие на внутренние поверхности двигателя способны оказывать сажа и другие твердые продукты сгорания топлива. За нейтрализацию этих частиц посредством их связывания отвечает моторное масло. Чтобы продукты сгорания топлива не вызывали абразивный износ ДВС, нужно менять моторное масло вместе с масляным фильтром при каждом плановом ТО автомобиля (с периодичностью в 10-15 тыс. км пробега).

Оптимальное качество сжигания топлива в камере сгорания обеспечивается за счет всасывания атмосферного воздуха, насыщенного кислородом. Вместе с воздухом насос втягивает частицы пыли и песка. За улавливание этих абразивных частиц отвечает воздушный фильтр, который в целях профилактики абразивного износа ДВС нужно чистить и менять в соответствии с регламентом автопроизводителя.

Истирание гильз головки блока цилиндров часто происходит по причине некорректной эксплуатации силового агрегата, а именно, из-за продолжительной работы двигателя на высоких оборотах и использования не одобренной производителем марки горючего. Для профилактики такой неисправности необходимо избегать превышения скоростного режима и не заливать в топливный бак бензин, октановое число которого ниже рекомендованного.

Проявлением абразивного износа двигателя является стачивание поршней, коренных подшипников и других элементов кривошипно-шатунного механизма вследствие деформации коленчатого вала. Искривление и последующая разбалансировка коленвала, в свою очередь, происходят в результате перегрева. Избежать такой ситуации помогут регулярная проверка уровня моторного масла и своевременное восполнение его дефицита.

Признаки абразивного износа

Общим симптомом интенсивного истирания подвижных деталей двигателя является присутствие в моторном масле металлической стружки. О том, что абразивный износ вызван некорректной работой воздушного фильтра, свидетельствует наличие грязевого налета на внутренних стенках двигателя. Также проблема может быть вызвана некорректной установкой очистительного устройства. Подтверждают эту гипотезу недостаточная плотность прижима фильтра к установочному месту или смещение уловителя относительно магистрали всасывания воздуха (зависит от конструктивного исполнения изделия).

Если истирание обусловлено утратой моторным маслом способности к связыванию продуктов сгорания, вам даст об этом знать почернение смазочной жидкости. О том, что проблема вызвана низким качеством топлива, свидетельствует образование нагара на свечах зажигания.

При деформации коленчатого вала в работе двигателя наблюдаются биения, которые слышны водителю в виде нехарактерных стуков и вибраций. О критичном истирании гильз блока цилиндров говорят одновременно наблюдающиеся:

  • ухудшение динамических характеристик мотора;
  • запах отработанных газов из расширительного бачка;
  • нарушение оптимального теплового режима работы ДВС.

Четвертым (хоть и косвенным) признаком абразивного износа гильз блока цилиндров является образование светлой эмульсии в смазочной жидкости, что обусловлено попаданием антифриза в моторное масло.

Возможными признаками истирания поршней являются:

  • увеличение расхода смазочной жидкости двигателя;
  • выбрасывание из выхлопной трубы дыма синеватого оттенка;
  • нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах.

Косвенными признаками тотального абразивного износа поршней можно считать наличие нагара на свечах зажигания, увеличение расхода горючего, а также дефицит мощности двигателя на высоких оборотах.