Фильтры системы охлаждения: как работают, как выбрать, когда менять
2021-10-25
Большинство проблем с двигателями автомобилей, особенно предназначенных для перевозки тяжелых грузов, связаны с перегревом двигателя. Сгорая, топливо производит около 10 тыс. воспламенений в минуту, а температура горения превышает 2,2 тыс. градусов. Бесперебойную работу мотора гарантирует система охлаждения дизеля, которая призвана рассеивать треть всей энергии, выделяемой в процессе сгорания, через радиатор. Важными помощниками выступают фильтры системы охлаждения, осуществляющие механическую и химическую очистку топлива перед его подачей.
Принцип работы
Наряду с топливными фильтрами, охлаждающие улавливают элементы, понижающие теплообмен. Эффективность работы и безопасности двигателя обеспечиваться за счет отсутствия в топливе минерального камня, ржавчины, частиц уплотнителей, накипи, осадков антикоррозионных масел, формовочного песка и других. В структуре фильтра содержатся химически активные элементы - присадки. Растворяясь, они образуют защитную пленку на стенках блока цилиндра и его головке, которая дополнительно обладает свойством самовосстанавливаться. Под воздействием кавитации, происходит разрушение пленки, а не металлических запчастей мотора. Кроме того, благодаря поддержке нормального уровня рН, исключается вероятность образования камня на стенках системы охлаждения.
На что обратить внимание при выборе фильтров
О нарушениях в работе системы охлаждения свидетельствуют такие признаки, как перегрев или переохлаждение двигателя, повышенный шум жидкостного мотора. Во многих случаях причина такого поведения техники — выход из строя фильтра. Обойти подобную ситуацию позволит своевременное техническое обслуживание спецтранспорта и диагностика всей системы охлаждения, включающая в себя проверку:
- уровня антифриза и его состояния (наличие помутнения или примесей);
- герметичности системы охлаждения, в том числе состояние фильтра и наличие микротрещин, механических повреждений или ослабление стяжных хомутов;
- термостата на предмет подклинивания при открытии или закрытии;
- корректной работы вентилятора;
- водного насоса (его подшипника, привода помпы и разрушения крыльчатки);
- крышки радиатора, номинального давления, состояния главного уплотнителя, предохранительных клапанов.
В случае необходимости замены изделия, рекомендуется обратить внимание на особенности внешнего и внутреннего устройства фильтра, а также его габариты. Основными параметрами подбора выступают:
- марка и модель спецтранспорта, на котором производится замена фильтра системы охлаждения;
- объем двигателя транспортного средства и значение его мощности;
- тип топлива — дизель или бензин;
- условия эксплуатации — температурные перепады, минусовая погода и другие.
Кроме того, при выборе магазина, рекомендуется предварительно ознакомиться с его репутацией, отзывами клиентов и брендами, которые они реализуют. Так, наибольшей востребованностью среди владельцев спецтехники пользуется продукция компаний EKKA Poland и STAL, которые выпускают и другие изделия, например, воздушные фильтры. Весь ассортимент отличается высоким качеством и длительным сроком эксплуатации.
Сроки и способы замены
В зависимости от типа, фильтры бывают:
Со стандартным сроком эксплуатации — применяются с любыми видами охлаждающей жидкости, при условии ее своевременной замены. Отличаются качественной фильтрацией, но требуют замены после 500 часов работы транспортного средства.
С продолжительным сроком эксплуатации — благодаря медленному освобождению химических реагентов, обеспечивается надежная очистка. Изделие рассчитано на 4 тыс. часов работы и нуждается в замене раз в год.
Без химических реагентов — из-за отсутствия химкомпонентов, срок эксплуатации таких фильтров минимален и не превышает 500 часов.
Некоторые автовладельцы в целях экономии устанавливают в систему охлаждения ТС обычный топливный фильтр. Однако, такое замещение не способно заменить «профильное» изделие. Это объясняется просто: при изготовлении заводским методом, топливный фильтр не наделяется такими свойствами, как устойчивость к высоким температурам и химическому составу антифриза. Поэтому работа в системе охлаждения может привести к деформации изделия и выхода из строя всего узла.