Способы фильтрации масла в фильтре
2022-01-19
Во врем функционирования любой механической системы, например, двигателя, гидравлической конструкции и других, техническое масло постоянно накапливает загрязнения и нежелательные примеси. Частицы металла, нагара или ржавчины, разносятся и оседают на поверхностях цилиндров, внутри подшипников, поршней, коленвалов и прочих важных запчастей механизма. Они царапают их поверхность, способствуют быстрому износу и выходу из строя. Избежать такой проблемы помогают масляные фильтры, которые различаются не только конструкцией, но и способом очистки, фильтрацией, фильтрующей средой и другими параметрами.
Типы очисток и виды масляных фильтров
В зависимости от способа, применяемого для фильтрации масла, применяется несколько типов масляных фильтров. Среди них:
- Гравитационные — работают по принципу осаждения частиц большей, чем у масла плотности, под воздействием силы тяжести. Из-за большого объема отстойника, происходит снижение скорости масляного потока и выпадения осадка из тяжелых примесей.
- Центробежные — в данных фильтрах вместо силы тяжести применяется центробежная, которая образуется во время работы центрифуги. Грязевые отложения разделяются с потоком и оседают на корпусе фильтра, а чистое масло продолжает движение далее, по масляной магистрали.
- Магнитные — устанавливаются при необходимости сбора металлических частиц с помощью магнитного потока, сформированного с помощью магнита или электромагнита.
Но самым распространенным является масляный фильтр грубой и тонкой очистки, принцип работы которого схож с топливным фильтром. Проходя сквозь двухступенчатую очистку, моторное масло избавляется от частичек грязи или накипи крупного и мелкого размера..
Особенности механизма фильтрации
Существует несколько видов фильтрующих компонентов и разных механизмов сорбции:
- с функцией прямого перехвата и глубинного задержки, который подразумевает блокировку частиц крупных размеров;
- адсорбцией — частицы попадают между волокна фильтра благодаря притяжению электростатического или молекулярного характера;
- с применением инерционного столкновения — во время обтекания масла, частицы, по инерции, сталкиваются и остаются в порах фильтрующего материала;
- с использованием броуновского движения — частички, размеры которых не превышает 1 мкм, передвигаются в жидкости отдельно, не завися от потока и адсорбируясь при приближении к среде фильтра;
- благодаря гравитационному эффекту — под действием низкого давления частицы грязи остаются в фильтре.
В процессе фильтрации масла применяется поверхностный или глубинный принцип. Причем последний используется чаще, поскольку обеспечивает оптимальное улавливание частиц.
Качество фильтрации также во многом зависит от грязеемкости фильтра (пористости фильтрующей поверхности). В качестве материала для фильтрующих элементов применяется:
целлюлоза, которая представляет собой древесную массу из волокон различного размера и, за счет высокого уровня адсорбции, характеризуется высокой грязеемкостью;
синтетическое стекловолокно, состоящее из небольших стеклянных волокон, для которых возможно подобрать последовательный размер пор.
Дополнительно, часто применяются композиционные материалы — их эффективность обусловлена разной плотностью и размером пор различных материалов. Такой подход часто позволяет уловить вплоть до 100% загрязнений.
Чтобы продлить эксплуатационный период масляного фильтра, рекомендуется следить за исправным состоянием сапунов, которые предотвращают загрязнение и попадание влаги в систему. Кроме того, необходимо уделять внимание уплотнителям и цилиндрами, а также выбирать подходящую марку масла и присадки, которые будут противодействовать загрязнению и уменьшать трение. Ведь ль количества внешних загрязнителей, которые попадают в конструкцию зависит объем загрязняющих частиц внутри.
Следует понимать, что ресурсы масляного фильтра ограничены, а их замену рекомендуется проводить вместе с маслом. Также необходимо знать, что фильтры категорически запрещается просто выбрасывать в мусорку или на свалку. Согласно действующим нормам и правилам, из фильтра обязательно сливается масло, сам же корпус дробится или сжигается. Это позволяет защитить окружающую природу от загрязнения.