INFILTER - Высококачественные фильтры для грузовой и специальной техники
МО, г. Климовск
ул. Коммунальная, 26, стр. 2
info@infilter.ru

Влияние состава дизельного топлива на образование нагара в двигателе

2022-02-01

При эксплуатации силового агрегата, использующего дизельное топливо, может образовываться нагар, который приводит к потере мощности двигателя и снижению срока его службы. Топливные фильтры с высокой глубиной очистки помогут устранить эту проблему. Однако на состав, цетановое число, степень вязкости и иные характеристики дизельного топлива все равно нужно обращать пристальное внимание при покупке, так как от них в том числе зависит интенсивность образования нагара.

Сера

Она всегда присутствуют в составе дизельного топлива, являясь остаточным продуктом нефтепереработки. Ее допустимое содержание зависит от применяемых стандартов. Если брать, например, ЕВРО-5, принятый в России с 2016 года (примерно соответствует экологическому классу К5, применяемому в Таможенном Союзе), то там допускается содержание серы в дизельном топливе не более 10 мг на 1 кг. При горении серных соединений начинается очень быстрая окислительная полимеризация углеводородов, что, собственно, и приводит к образованию нагара в силовом агрегате. Кстати, необходимо отметить тот факт, что слишком маленькое содержание серы в дизельном топливе не приветствуется. Дело в том, что в этом случае его смазывающие свойства (при концентрации серы ниже 0.035%) серьезно снижаются. А это, в свою очередь, приводит к более интенсивному износу плунжеров и иных агрегатов топливной системы. Решить эту проблему помогают присадки, которые добавляются при производстве низкосернистого дизельного топлива, однако это приводит к увеличению его стоимости.

Смолы

Они тоже активно способствуют образованию нагара в двигателе (особенно страдают поршневые кольца, которые сильно закоксовываются). Их допустимое содержание в топливе зависит от марки последнего, но находится в диапазоне от 2 до 10 мг на 100 мл топлива (при увеличенной концентрации - свыше 10 мг на 100 мл - нагар будет образовываться активнее, что поспособствует быстрому выходу двигателя из строя). Наличие большого количества смол ведет и к увеличению потребления дизельного топлива транспортным средством. Как это работает? Смолистые отложения на впускных клапанах нарушают их посадку, что приводит к зависанию, в результате чего увеличивается степень сжатия мотора. Поскольку нагар обладает низкой теплопроводностью, то отвод горячих газов осуществляется хуже. В результате происходит детонация топлива. Говоря проще, оно сгорает впустую.

Коксующиеся вещества

К ним помимо серы и смол относят вообще все компоненты, сгорание которых так или иначе может привести к образованию нагара.

Количество коксующихся веществ в топливе зависит от:

  • объема углеводородов, обладающих незначительным уровнем окислительной стабильности при нагревании;
  • группового химического состава топлива;
  • количества продуктов полимеризации (в том числе и серы).

Допустимая концентрация коксующихся веществ в дизельном топливе для ДВС автомобилей ограничена 0,3%, хотя сегодня все чаще применяется топливо с показателем 0,035%.

При изучении состава нагара в двигателе можно обнаружить и неорганические соединения - золу, состоящую из очень твердых частиц. Она приводит к более интенсивному абразивному износу деталей (царапает, стачивает их поверхность). Максимальный показатель зольности у дизельного топлива - 0,01%.

На интенсивность появления нагара влияют также и другие факторы:

  • степень вязкости и плотность топлива (если эти показатели слишком большие или, наоборот, низкие, топливо сгорает в двигателе не полностью, оставляя подтеки на форсунках, насосах и так далее, что в конечном итоге приводит к образованию нагара);
  • воспламеняемость, от которой зависит режим сгорания топливовоздушной смеси (повышенный и заниженный период задержки самовоспламенения приводит к нагару).

При покупке дизельного топлива (особенно оптовой) стоит попросить продавца показать паспорт качества, где должны быть указаны основные характеристики продукции. Его выдают к каждой отдельной партии солярки, поставляемой на АЗС.

Топливные, гидравлические, масляные фильтры и другие изделия, необходимые для очистки жидкостей, используемых в спецтехнике, можно приобрести в нашей компании.